Баюшки-баю. Баю, милую, баю, славную,
баю дитятку. Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько
нежности в ее пении, обращенном к ребенку.
Малыш еще не знает языка, не понимает
слов, но слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его
убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое
обращение, монотонность пения.
Постепенно привыкая к повторяющимся
интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что
помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную песню
ребенок получает первые представления об окружающих его предметах, животных,
птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Они учат
добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывают сама
материнская нежность, любовь, составляющие стихию колыбельных.
Для полноценного развития ребенку
необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой
мать с лаской обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в
общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождаются
ответные чувства привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.
Название колыбельных песен произошло
от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название
- «байки», которое произошло от древнерусского глагола «байкать» (баюкать,
качать, усыплять), или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Байкой
уговаривали ребенка скорее уснуть.
Мать обучала правильно «байкать»
дочерей, играющих с куклой. В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже
присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались в другие
семьи нянями. Поэтому пение колыбельных - это искусство, которым в старину
овладевали с детства.
В колыбельной отражались тревоги
матери о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе
с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни.
Отсюда - пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи.
Будешь в золоте ходить, Чисто серебро
носить.
Есть и такие песни, в которых есть
обращения с просьбой помочь укачать ребенка коту, голубя, галку и т.д.
Пошел котик во лесок, Нашел котик
поясок, Чем люлечку подцепить, Да Ванюшу положить.
В настоящее время
народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без
них. Однако, забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем для
себя и детей.
Колыбельные - широкий пласт народного
искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую
функцию развития ребенка.
Воспитательная функция колыбельных
выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее
переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления
о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте,
честности.
Эстетическая функция колыбельных
заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному -
народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат
сопереживать, пусть пока еще простейшим образам, чувствам, выраженным в
искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве,
остаются незабываемыми на всю жизнь.
|