Инструкция
о соблюдении требований техники безопасности
при организации трудовой
деятельности
детей в детском саду.
I.
Требования к условиям организации труда дошкольников.
1. В группах и на участках
детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и
здоровья ребёнка,
• все шкафы и полки должны быть надёжно закреплены. Оборудование, пособия,
предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной безопасности
и устойчивости, исключающей возможности падения;
• инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей,
необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня
груди ребёнка;
• аквариумы, клетки с животными и комнатные растения уголка природы размещаются
с таким расчётом, что ребёнок мог осуществлять уход за ними стоя на полу; пари
проливе растений ребёнок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы
вода не стекала в рукава и не попадала на одежду.
2. Любая деятельность детей, и
особенно труд, связанный с использование инструментов, может осуществлять лишь
под непосредственным контролем и наблюдением взрослого. Строго соблюдать
санитарно-гигиенические требования к содержанию животных. Категорически запрещается
в группах детей раннего и младшего возраста содержать кактусы и другие колючие
растения, а также хищных птиц и растений.
3. Помещения, в которых
организуется трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо
проветренными. Освещённость рабочего места, занимаемого каждым ребёнком,
особенно при организации ручного труда, должна соответствовать установленным
санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми
тяжестей весом более 2-2, 5кг (для ребёнка старшего дошкольного возраста).
5. При выполнении поручений,
связанных с обязанностями по столовой и уголке природы, дети могут посещать
пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом категорически запрещается
перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов.
6. Организация труда детей в
специально оборудованных комнатах допускается под руководством и в присутствии
взрослого.
7. Категорически запрещается
привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования (уборка
унитазов, сбор общего грязного белья, бытовых отходов и пр.)
8. Нельзя привлекать детей к
разведению костров, сжиганию сухих листьев и мусора.
II.
Требования к оборудованию и материалам.
1. Столы, стулья, верстаки,
прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети, должны по своим
размерам соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование детям даются
исправные и безопасные к работе инструменты и предметы сельскохозяйственного
инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. При этом ножницы должны быть с
тупыми концами, молоток - с закреплённой ударной частью, пила в распилочной
коробке и т. д.
3. Запрещается использование
детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых.
Нецелесообразно, педагогически не оправдано и опасно применение инструментов,
выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все колющие и режущие
инструменты должны храниться в закрытых местах и использовать детьми лишь с
ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы хранятся в специальных
шкатулках - игольницах; всегда с нитками, их количество систематически проверяется
воспитателем.
5. Отбирая для детских поделок
природный, бросовый и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его
безопасности, не брать острых суков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и
растений, твёрдой проволоки, битого стекла, спичек с неудалённой серной
головкой и т. д.
6. Из отходов промышленного
производства в работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и
красители, которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для
здоровья детей. Запрещается использовать стекловату, стекловолокно,
искусственные лаки и краски, эпоксидную смолу и органические растворители
(согласовано с Минздравом РФ).
7. Воспитатель должен тщательно
продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость
изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских
работ, не нашедшего своего применения.
8. Всё оборудование,
инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены,
содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях.
III.
Требования к методике руководства трудовой деятельности детей в детском саду.
1. Обучая детей различным
навыкам и приёмам работы, владению инструментом, воспитатель должен обеспечить
чёткий и грамотный их показ.
2. Прежде чем объединять детей
для выполнения групповых или коллективных работ, воспитатель должен быть уверен
в том, что каждый ребёнок в достаточной степени овладел необходимыми навыками.
3. Во время работы с
инструментами число детей, работающих одновременно, не должно превышать 4-5
человек.
4. При организации трудовой
деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос
песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой и т. д.), воспитатель
должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления,
перегрева и переохлаждения. В случае проявления у ребёнка учащённого дыхания,
покраснения кожи лица, выступание пота и других признаков утомления,
воспитатель предлагает ему отдохнуть, а затем переключить на спокойную
деятельность.
5. Продолжительность трудового
процесса необходимо чётко регламентировать, особенно при выполнении
однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод, протирание стульев,
различные виды ручного труда): время, отводимое на неё, не должно превышать
З0минут. При этом через каждые 7-10минут необходимо производить смену
деятельности или устанавливать перерывы.
6. В жаркие солнечные дни труд
детей в огороде и цветнике организуется в утренние часы, до завтрака, и в часы
вечерней прогулки.
7. Воспитатель осуществляет
постоянный контроль за сохранение правильной позы и осанки детей в процессе
работы.
8. Воспитатель приручает детей
работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.
9. Все колющие и режущие
инструменты воспитатель выдаёт и принимает от детей строго по счёту.
10.
Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых,
должны быть тщательно подготовлены воспитателем с учётом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Накануне экскурсии воспитатель
уточняет предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и
принимает необходимые меры к обеспечению безопасности детей, особенно при
наблюдении за работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники.
Проводит беседу с детьми о правилах поведения во время экскурсии. Дети должны
сопровождаться не менее 2-х взрослых.
11.
Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами
поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их
выполнение.
IV.
Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности.
Воспитатель создаёт необходимые условия для трудовой деятельности детей,
осуществляет обучение их навыкам работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивает усвоение, и выполнение детьми правил поведения в
процессе труда. Дети должны знать и строго соблюдать следующие требования:
1. Выполнять порученную работу
только на местах, отведённых для данного вида труда.
2. Прежде чем приступить к
работе, следует надеть фартук и другую специальную одежду, засучить рукава и
вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.
3. В соответствии с полученным
заданием подготовить своё рабочее место: аккуратно, удобно и красиво
расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
4. В процессе труда постоянно
поддерживать порядок на своём рабочем месте, не допуская его захламления.
5. Использовать оборудование и
инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приёмы,
показанные воспитателем. Инструменты, необходимые для самостоятельной
деятельности можно брать только с разрешением воспитателя.
6. Работать внимательно, не
отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
7. В процессе работ иглы класть
только в игольницу, гвоздим в ящик или коробку, ножницы - на специальную
подставку сомкнутыми концами от себя.
8. Отрезать нитки только
ножницами, проволоку - кусачками, гвозди вытаскивать клещами.
9. По окончании работы
проверить состояние оборудования и инвентаря, очисть его, уложить и убрать.
Рабочее место привести в порядок с помощью веника, щётки-смётки и влажной
тряпки, не сдувая опилки, мусор ртом или не смахивать их руками. Затем
тщательно вымыть руки, снять и убрать рабочую одежду, причесаться, поправит
одежду.
10.
В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадины, немедленно
обращаться к воспитателю.
Ознакомлены:
|